Перспективы развития производства АО ЭМЗ "ФИРМА СЭЛМА"
АО ЭМЗ "Фирама Сэлма"

Перспективы развития производства АО ЭМЗ “ФИРМА СЭЛМА”

Симферопольский производитель сварочных аппаратов, Электромашиностроительный завод «ФИРМА СЭЛМА» снабжает своей продукцией крупнейшие российские компании и готовится участвовать в проектах освоения Арктики. О перспективах развития производства рассказал заместитель председателя совета директоров АО ЭМЗ «Фирма СЭЛМА» Георгий Агаджанян.

— Георгий Альбертович до 2014 года предприятие поставляла за рубеж до 70% продукции. Как изменилась ситуация в последние годы?
— Завод «СЭЛМА» был создан еще при СССР и имел налаженные рынки сбыта по всей стране. В украинский период до 70% изготавливаемого оборудования мы поставляли в Россию, которая на тот момент была иностранным государством, еще 30% — на украинский рынок. Благодаря тому, что еще до 2014 года главными акционерами «СЭЛМА» стали инвесторы из Санкт-Петербурга, нам было проще сразу после воссоединения Крыма с Россией запустить процесс замены украинского ранка новыми партнерами в России и в Крыму. В 2017 году мы произвели оборудования на сумму почти 320 млн. ру6лей‚ порядка 90% поставлено на материк

— То есть сейчас «СЭЛМА» ориентирована главным образом на общероссийский рынок?
— Не совсем так. Конечно, потенциальных потребителей на материке у нас гораздо больше чем в Крыму, но в последние три года мы много внимания уделяем и крымскому рынку, тем более, что в Крыму растет спрос на сварочное оборудование. Кроме того, для ряда потребителей очень важно, чтобы производитель оборудования находился рядом. Как выразился один из крымских бизнесменов: вы же свои, и, если что, я знаю где вас искать.

— Кто ваши потребители? В каких отраслях востребована ваша продукция?
— Прежде всего в судостроительной сфере, где один из основных процессов – это сварка. Мы сотрудничаем со многими судостроительными предприятиями, например, с Зеленодольским заводом имени Горького, «Севмашем», «Адмиралтейскими верфями», северодвинской «Звездочкой», сейчас выстраиваем с питерским «Балтийским заводом» и другими. В сфере нефтегазодобычи работаем с «Газпромом», и наше оборудование внесено в реестр этого предприятия.
Еще в 2014 году начали налаживать сотрудничество с РЖД. Было непросто, потому, что в этой сфере уже давно выстроены деловые отношения, сложилась своя кооперация, и войти в нее непросто. Благодаря помощи Минпромторга России и крымского правительства руководство РЖД пошло нам на встречу, и в 2017 году мы поставили им оборудования на 30 млн. рублей. Его, например, применяют вагоноремонтные компании для ремонта подвижного состава.
Вообще, с 2014 по 2017 годы «СЭЛМА» прошла технический аудит у ведущих российских предприятий, таких как «Газпром», «Транснефть», «Объединенная судостроительная компания» и других. В Симферополь приезжали специалисты этих предприятий, смотрели наше производство, процесс сборки, оценивали качество оборудования и остались довольны.

— Сложно ли завоевывать позиции на федеральном уровне?
— Наша продукция не предназначена для рынка массового потребления – она для крупных производств, применяющих сварочные технологии, например, в судостроении, нефтегазовом секторе, мостостроении, железнодорожном транспорте, оборонно-промышленном комплексе. Это узконаправленный и устоявшийся рынок, где все производители хорошо и давно известны, конкуренция высокая, и новым игрокам никто не рад. В этом есть определенные сложности для нас. Еще сложнее конкурировать с иностранными производителями, например, китайскими. Но мы стараемся по максимуму использовать свои преимущества.

— А в чем ваши преимущества?
— Во-первых, мы – отечественный производитель, и госкомпаниям проще работать с нами, чем с иностранными компаниями. К нам на производство всегда можно приехать, на нас можно подать в суд, хотя причин для этого мы не создаем. «СЭЛМА» – большое и серьезное производство, выпускающее качественную продукцию.
Во-вторых, мы стараемся очень ответственно подходить к выполнению заказов, чтобы не подвести Минпромторг РФ, который оказывает содействие отечественным производителям.
В-третьих, наша продукция часто дешевле импортных аналогов, для госкомпаний – это значимый фактор. И еще одно наше преимущество – это гибкость: если заказчику требуется, чтобы мы внесли технические коррективы в оборудование, мы готовы это сделать.

— Помогает ли «СЭЛМЕ» производственная кооперация с петербургским ЗАО Научно-производственная фирма «Инженерный и технологический сервис» и калининградским ОАО «ЭСВА»?
— Когда все три предприятия принадлежат одному собственнику, работать легче, потому что компании действуют в общих интересах. Специалисты «СЭЛМЫ» – производство серийного сварочного оборудования, «ЭСВА» специализируется на сварочных материалах, а «Инженерный и технологический сервис» – это наш центр управления, который реализует крупные проекты автоматизации на основе кооперации всех трех предприятий, входящих в группу «ИТС». Примеры таких крупных проектов – модернизация стенда сборочно-сварочного производства для ОАО «Ижорские заводы», проектирование и оснащение цеха сварки трубной арматуры предприятия группы «ЧТПЗ». То есть все три предприятия друг друга дополняют, понимая, какие технологии и материалы лучше использовать для реализации того или иного проекта. Многие могут за это обвинить нас в монополии, но, на мой взгляд, ничего плохого в этом нет, потому, что плохи те предприятия, которые не хотят завоевывать рынок полностью.

— Какие факторы сдерживают развитие вашего присутствия на российском рынке? Что могут сделать власти Крыма и России, чтобы устранить эти препятствия?
— Самая главная помощь – инвестиции в реальный сектор экономики, а не долговые бумаги США. России нужны крупные инфраструктурные проекты и большие стройки, которые обеспечат заказами действующие предприятия, станут стимулом для создания новых производств. Рядом с одним крупным заводом работает еще десяток небольших производств, которые выпускают сопутствующую продукцию.
Кроме того, нужно продолжать вкладывать средства в военно-промышленный комплекс – это не только безопасность страны, но еще и передовые технологии. В свое время Интернет вышел как раз из «оборонки». Это локомотивы – развитие инфраструктуры и оборонная промышленность дадут толчок к развитию других секторов экономики.

— «Сэлма» – одно из первых крымских предприятий, чья продукция была включена в каталог высокотехнологичной продукции для нужд Арктики Минпромторга РФ. Какие перспективы это открывает для предприятия?
— Арктика – стратегически важный для страны регион не только с точки зрения обороны, но и потому, что там сосредоточены большие запасы углеводородов – около 30% мировых запасов газа, 13% – нефти и 9% – угля. Треть Арктического шельфа принадлежит России.
Для разработки первого месторождения «Севмаш» построил специальную морскую ледостойкую стационарную платформу. И мы горды тем, что при этом использовалось сварочное оборудование нашего производства.
Но корпус первой платформы строился около пяти лет, теперь же стоит задача ускорить процесс, ведь в мире началась «гонка за Арктику». Теоретические разработки новой технологии у России есть, нужно только воплотить их в жизнь. Для этого сейчас мы совместно с «Севмашем» модернизируем стационарные установки для автоматической сварки под слоем флюса сварных соединений, повышая производительность сварки минимум на 30%. Это позволит ускорить процесс строительства платформ, а в перспективе – и атомных подлодок.
Еще одно направление – производство мобильных установок для автоматической монтажной сварки подводящих к платформам трубопроводов. Сваривать их приходится не в заводских условиях, а на улице, при морозе в 50-60 градусов. Калининградский завод «ЭСВА» выпускает новый тип металлопорошковых проволок, которые позволяют изменить конструктивные и технологические особенности наших мобильных установок для сварки неповоротных стыков нефтегазопроводов. А также повысить их энергоэффективность, за счет снижения брака сварных соединений и повышения производительности сварки в области технологий разработки полезных ископаемых. Так что Арктика для нас – это новые проекты, новые заказы и возможности.

— Но ведь среди ваших заказчиков есть и крымские предприятия?
— Безусловно. После воссоединения Крыма с Россией в республике восстановили производственную деятельность крупные судостроительные заводы: керченский «Залив», феодосийское «Море» и севастопольский «Севморзавод». На них еще много предстоит модернизировать после 23 лет распада, но ситуация уже кардинально изменилась – у предприятий есть заказы, и они оснащают производства новым оборудованием. «Залив» очень поддержал наше предприятие в 2015 году, закупив 125 коиплектов сварочных полуавтоматов. Сотрудничество продолжается и сейчас, причем судостроители не только приобретают сварочное оборудование, но и помогают его улучшать, дают оценки, высказывают пожелания. Сейчас на «Заливе» проходит испытание наш новый сварочный аппарат, в конце февраля мы ждем отзывы и предложения по его усовершенствованию. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится и дальше.
Еще один ценный партнер для нас – «Севморзавод», хотя мы только начинаем работать. В конце 2017 года «СЭЛМА» выиграла тендер на поставку небольшого объема оборудования. Модернизация на этом предприятии продолжается и в 2018 году, и мы будем принимать участие в конкурсных торгах.
Кроме того, наши комплексы автоматической сварки «Восход» используются при строительстве Крымского моста. Хотелось бы наладить сотрудничество с «Черноморнефтегазом», ведь еще одна очень важная сфера применения нашего оборудования – нефтегазовый сектор.

— «Сэлма» – одно из первых предприятий, получивших статус резидента крымской СЭЗ. Что дал вам особый режим налогообложения?
— Мы, действительно, вошли в СЭЗ в апреле 2015 года. Как крупное предприятие, мы пользуемся полным перечнем льгот. Они для нас – большое подспорье: если в РФ налоговая нагрузкана фонд оплаты труда предприятия составляет 32-33%, то для нас, благодаря СЭЗ, – 10%.
Все сэкономленные благодаря преференциям СЭЗ средства – а это на данный момент порядка 20 млн. рублей – мы направляем на модернизацию производственных мощностей, это было принципиальное решение совета директоров.

— И как продвигается модернизация?
— За 2,5 года мы расширили парк оборудования, закупили два крупных обрабатывающих центра, продольно-строгальный станок, трубогиб и другое оборудование. В ближайшее время планируем закупить установку для лазерной резки. Часть приобретенного оборудования еще в процессе пусконаладки, другая уже работает в режиме обкатки.